Кратко о статье: Упыри, нежить, восставшие из могил... Возвращение умерших с того света — мотив, пронизывающий всю человеческую культуру, вне зависимости от места и времени. С тем, как представляли себе «мертвяков» наши (и не только наши) предки и что сделала из этого образа современная массовая культура, знакомит вас Михаил Попов. Ожившие мертвецы и зомби.
Зомби, или, упрощенно говоря, ожившие мертвецы, входят в классический набор самых известных в мире волшебных существ (их соседи по рейтингу — призраки, вампиры и оборотни). Рассказы о покойниках, вставших из своих могил, едва ли не старше мифа о Вселенском потопе. Люди всегда боялись смерти, не понимали ее и инстинктивно старались восполнить свои пробелы “потустороннего знания” различными историями — вымышленными и не очень.
Сразу же следует оговориться, что термин “зомби”, который мы будем употреблять здесь по отношению ко всем ожившим мертвецам, появился сравнительно недавно — примерно 200-300 лет тому назад. Зомби — визитная карточка острова Гаити. Рабы местных колдунов, загадочные сомнамбулы, люди со стертой памятью или, как до сих пор утверждают гаитянцы, — настоящие покойники, вышедшие из могил, — о них мы поговорим чуть позже. Сначала давайте посмотрим, что в этом плане может предложить нам Старый Свет.
Происхождение слова “зомби” точно не установлено. Некоторые лингвисты полагают, что оно образовано от конголезского “нзамби ” (живой мертвец).
ЗомбиЕвропейские легенды о “зомби” создали весьма специфический образ, мало чем похожий на тех заторможенных покойников, которых мы привыкли видеть в голливудских фильмах. Средневековый мертвец, сбежавший из своей могилы, представлял собой довольно сумбурное существо. Его описания отличались противоречивостью, в его повадках и облике не было единообразия, ему приписывались совершенно разные свойства — от болезнетворных до вампирических. На Руси эти персонажи назывались по разному, чаще всего — “упыри” и “вурдалаки”; в западной культурной традиции они известны, как revenants — “вернувшиеся”. Более поздний синоним — undead (ближайший русский аналог — “нежить”) был введен в оборот Брэмом Стокером в романе “Дракула” (1897).
Никто бы ни за что не поверил, что бездыханные тела способны подниматься из могил и ходить сами по себе, оживленные силами неизвестного свойства, чтобы запугивать и вредить людям, если бы в наше время подобные случаи не были так часты.
Аббат из Бертона в 1090 году описывал историю двух беглых крестьян, внезапно умерших от неизвестной болезни. Спустя несколько часов после своих похорон, ближе к вечеру (аббат особо отмечает то, что солнце еще светило), покойники появились в деревне, неся на плечах свои гробы. Всю ночь они бродили по округе, оглашая ее криками: “Быстрее! Быстрее! Шагай быстрее! Давай!”.
Несколько дней спустя жителей деревни настигла какая-то необычная болезнь. Рассудив, что во всем виноваты ожившие крестьяне, люди провели эксгумацию, отрезали им головы и вырезали сердца. Эпидемия, естественно, прекратилась.
Похожую историю рассказал английский историк 12 века Уолтер Мэп. В Херефорде якобы жил один злой человек, который после своей смерти откопался из могилы и принялся ходить по улицам, выкрикивая имена людей. Те, кого он называл, через три дня умирали. Жителям это, мягко говоря, надоело, и они обратились за помощью к епископу Гилберту Фолиоту, который поделился с ними простым и эффективным рецептом: выкопать тело из могилы, отрубить голову лопатой, побрызгать на нее святой водой и прикрутить на место.
Следует сказать, что хаотичность описаний фантастических существ характерна для всего европейского средневековья — каждый путешественник и летописец фантазировал в меру своих способностей. Существовали ли реальные случаи оживания мертвецов? Скорее да, чем нет, ведь, например, не так давно было установлено, что вампиризм и ликантропия — реальные генетические болезни, которые вполне могли лечь в основу мифов о кровососах и оборотнях.
Можно предположить, что начальной точкой отсчета всех легенд о “вернувшихся” послужили случаи летаргии, когда человек впадал в оцепенение, очень похожее на смерть, и родственники хоронили его -неглубоко, что давало очнувшемуся “покойнику” возможность выбраться наружу и вернуться домой, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа. Как обычно поступали с такими “злыми вурдалаками” их родственники, уже было сказано выше.
ЗомбиВо второй половине 19 века христианские миссионеры “открыли” для мира гаитянский культ вуду (vodun, vodou, vodoun, voodoo, sevi loa) — экзотический гибрид католицизма, египетских, греческих, римских религий, а также простейших африканских верований (преимущественно из Бенина). Слово “зомби” впервые прозвучало в Европе. Чуть позже, в 1895 году братьями Люмьер (Франция) был изобретен кинематограф. Так были заложены основы для создания хрестоматийного кинообраза “ожившего мертвеца”, перекочевавшего впоследствии в книги и компьютеры.
Слово “вуду” происходит от “воду”, что на языке народа фон (Дагомея, нынешние Бенин и Нигерия) означает “дух, божество”.
Зомби повсюду
В романе Чингиза Торекуловича Айтматова “И дольше века длится день” описывалась процедура превращения человека в зомби — манкурта. На обритую голову жертвы надевался шири — кусок освежеванной верблюжьей шкуры. Высыхая, шкура стягивала голову, и несчастный испытывал нечеловеческие муки, усиливаемые тем, что растущие волосы не находили выхода и устремлялись под кожу. Пытка длилась несколько суток. Большинство замученных погибали, а тот, кто оставался в живых, превращался в раба-манкурта, совершенно потерявшего память, не знающего своего рода, имени, как собака, преданного своим хозяевам.
В тибетских монастырях бон (разновидность добуддийской религии) практикуется ритуал “рланга”, помогающий душе покинуть этот мир. При большом стечении народа тело умершего выносится во двор. Напротив него в позе лотоса садится священник. Царит полнейшая тишина. Через несколько минут труп поднимается (глаза по-прежнему закрыты) и обходит двор три раза по кругу, после чего снова ложится на землю, готовый к погребению.
В некоторых областях Африки существует поверье в существо по имени “токолош”. Оно создается колдуном из тела мертвого человека, у которого удаляются язык и глаза. В череп вставляется раскаленный стальной прут, высушивающий его изнутри. После этого в рот покойника засыпается волшебный порошок — и он встает, чтобы служить хозяину (наподобие европейского фамильяра). Ценой за создание токолоша является смерть одного из родственников колдуна в течение года.
Библия изобилует примерами воскрешения мертвецов — чаще всего полноценного, с возвращением всех жизненных функций. Однако в некоторых стихах описания возвращения мертвецов весьма похожи на пробуждение от летаргического сна: “И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” (4 Царств, 13:21).
Мозги! Мозги!
За то, что европейские легенды о “вернувшихся” и слухи о заколдованных гаитянских покойниках срослись в единое целое, нам следует благодарить прежде всего итальянских кинорежиссеров (например, Дарио Ардженто и Лючио Фульчи). Создание нового жанра “zombie movie” (кино про зомби) — их заслуга.
ЗомбиОтдельную нишу в нем занял американец Джордж Ромеро — человек, сделавший киношных зомби такими, какими мы их знаем сейчас. Его трилогия — “Ночь живых мертвецов” (1968), “Рассвет мертвецов” (1978) и “День мертвецов” (1985) — по праву считается классикой зомби-кинематографа.
Итак — какие они, зомби 20-21 века?
Прежде всего следует сказать, что зомби примерно так же популярны у любителей фантастики, как вампиры, привидения или оборотни. Однако у живых мертвецов никогда не было своего мощного “локомотива” — типа Дракулы для вампиров, который двигал бы жанр “зомби-фильмов” и “зомби-литературы” (если таковую вообще можно выделить из общей массы мистической фантастики) вперед, не давая ему увянуть. Здесь можно вспомнить разве что Франкенштейна, однако он не является зомби в прямом смысле этого слова.
ЗомбиКак следствие, зомби почти никогда не бывают центральными сюжетными фигурами. Они выступают безликими солдатами армии тьмы: пушечное мясо, тупое стадо, единственная цель которого — перебить всех второстепенных героев и красиво умереть от рук главных персонажей. В большинстве случаев зомби никогда не действуют индивидуально (это справедливо для любых источников — книги, фильмы, игры) — их всегда толпа.
Особую тему составляют теории, объясняющие причину “оживления” зомби (хотя с формальной точки зрения они являются мертвыми, но способными двигаться). Потустороннее (мистическое) вмешательство было исключено из списка причин необычной активности трупов почти с самого начала развития жанра zombie-movie.
Этому имелись вполне разумные причины — современного зрителя не испугаешь кознями дьявола и грехами, не дающими человеку упокоиться с миром. В наше время гораздо разумнее эксплуатировать научные методы оживления мертвецов — засекреченные эксперименты с химическим или биологическим оружием, воздействие радиации, или, еще лучше — нашествие инопланетян. Относительно последнего можно вспомнить компьютерную игру “Half-Life 1-2”, где люди превращались в зомби из-за инопланетных “головокрабов” (headcrabs), паразитировавших на голове.
Самая последняя “мода” в плане оживления мертвецов — это вирусы. В фильмах “Обитель зла 1-2” (2002, 2004), снятых по мотивам известной серии компьютерных игр “Resident Evil”, люди мутировали в зомби под воздействием загадочного Т-вируса.
Фильм “28 дней спустя” (2002) предлагает несколько другую версию появления зомби — модифицированный вирус бешенства.
ЗомбиНеизбежным следствием подобной техногенности стало то, что нынешние зомби — не просто трупы, кое-как выкарабкавшиеся из могил. В зомби может превратиться даже живой человек — например, после укуса мертвеца или даже после контакта с его зараженной кровью (“28 дней спустя”).
Классическая особенность зомби состоит в том, что они крайне медленно двигаются. Здесь возможны варианты — например, скорость пешего хода у них может быть раза в два-три меньше обычной, однако остальная моторика (в особенности — хватательные движения рук) остается на прежнем уровне. Эта странность опять же легко объяснима необходимостью напугать зрителя или читателя, создав у него длящееся, постоянно увеличивающееся нервное напряжение.
ЗомбиСовременные художественные приемы, позволяющие заставить нас заикаться, дрыгать ногами и звать маму, существенно отличаются от классических. Сейчас все проще — откуда-то из темноты с резким звуком выскакивает нечто, откусывает кому-нибудь голову и убегает прочь. К тому же медлительность зомби превратилась в такой махровый штамп, что нынешние режиссеры (в меньшей степени — писатели) пошли на вполне ожидаемый шаг — почти все ожившие покойники теперь ведут себя так, будто при жизни выступали в олимпийской сборной по бегу на длинные дистанции.
Что касается умственных способностей, то здесь все предсказуемо: мертвец — он и в Африке мертвец. Зомби в 99% случаев не способны на мышление и разумную речь. Их действия основаны на простейших инстинктах (еда, убийство), которые используют незначительные остатки памяти. Это позволяет зомби целенаправленно совершать самые простые — например, открывать двери.
Зомби не узнают своих родственников и могут издавать лишь нечленораздельные гортанные звуки. Исключения встречались в период рассвета зомби-кинематографа, когда голодные зомби кричали: “Brains! Brains!” (“Мозги! Мозги!”) и тянулись руками к главным героям с очевидным намерением позавтракать.
Кстати, о намерениях. Учитывая то, что зомби по определению являются отрицательными персонажами, наивно было бы предполагать, что их тяга к людям объясняется недостатком в общении. Самая распространенная здесь тема — гастрономическая. Так, в случае с криками “Мозги! Мозги!” мертвецы стремятся перекусить, собственно, живыми мозгами.
Очень часто агрессивность покойников не объясняется вообще ничем (зритель, знакомый с общекультурным мифом про ожившую нечисть, охотно принимает это, как данность), либо в основу их поведения закладывается некая псевдомедицинская причина — как в случае с вышеупомянутым вирусом бешенства.
Изредка зомби могут помогать человеку — это касается, прежде всего, тех случаев, когда люди только-только начинают трансформироваться в них, и кричат своим друзьям нечто типа: “Уходите отсюда! Я не могу себя контролировать!” или “Убейте меня!”.
ЗомбиКлассический облик зомби очень убедителен, ведь в прежние времена авторы стремились показывать их до неприличия обезображенными — в лучшем случае полусгнившими, а в худшем — лишенными некоторых частей тела (можно подумать, что родственники их так и хоронили — без половины черепа, с оторванной рукой). Следует признать, что в последнее время зомби “похорошели” — теперь, когда ими становятся не только погребенные, но даже живые люди, кинематографистам требуется минимум грима — надо лишь подчеркнуть бледность кожи да синеву вокруг глаз. Кровь на зубах и личинки мух в глазных впадинах постепенно уходят в прошлое.
Зомби никогда не нападают на себе подобных. Они не ссорятся из-за пищи и действуют сообща, но неорганизованно. Из-за своей “врожденной” тупости зомби не могут устраивать засад или ловушек. Их главный козырь — массовость, сила и живучесть.
Вообще, сила и живучесть является общим признаком всех зомби, описываемых в фантастических произведениях. Причем в старых фильмах это доходило до гротеска — стремясь полакомиться мозгом, мертвецы легко прокусывали череп своим жертвам.
В любом случае, полноценная рукопашная драка с зомби — удел лишь супергероев. Мертвецы никогда не используют оружия и дерутся голыми руками, регулярно пуская в ход зубы. Ранее персонажи могли воспользоваться малоподвижностью мертвецов и ловко сносить им головы бейсбольными битами. Однако теперь, когда зомби стали более шустрыми, единственный разумный выход при встрече с ними — бежать прочь.
Зомби одинаково хорошо себя чувствуют как днем, так и ночью. Наибольшая вероятность встречи с ними приходится на ночное время суток, хотя это всего лишь дань традиции классического “ужастика”. От зомби легко спрятаться — их слух и зрение не выходят за рамки обычного. Зато убийство ожившего мертвеца — задача не из тривиальных.
Христианские аксессуары по борьбе с нечистью (распятие, святая вода), равно как осиновые колья и пули из благородных металлов — все это совершенно бесполезно против зомби образца 21 века. Следует помнить о том, что в подавляющем большинстве случаев они становятся таковыми не по воле высших сил, а из-за простого человеческого разгильдяйства (например, утечка вируса).
Характерная особенность зомби заключается в том, что их можно отправить на тот свет, лишь повредив мозг (это перекликается с очень схожими представлениями об оборотнях). Зомби без всяких проблем переносят потерю конечности, и даже не одной.
Зомби можно нашинковать свинцом, полить кислотой, проткнуть насквозь, раздавить машиной — и все равно мертвецы будут полны энтузиазма отправить вас к праотцам. Кроме простреливания (отсечения) головы, можно попытаться уничтожить все тело целиком — для этого неплохо подходит огонь. Раньше было очень модно пугать зрителей тем, что отрубленные конечности зомби живут самостоятельной жизнью (рука может ползти за жертвой, пытаясь ее придушить). Сегодня это уже почти не практикуется — разве что в “черных комедиях” и пародиях на жанр классических ужасов.
Зомби не нуждаются в кислороде для дыхания. Вы нигде не найдете зомби-пловца. Даже сейчас, когда эти существа стали более подвижными, самым разумным способом преодоления водных препятствий остается движение по дну. Кроме того, существуют некоторые рудиментарные суеверия, которые говорят о том, что мертвец не может пересечь текущую воду (иногда то же самое можно услышать и про других представителей “нежити”).
ЗомбиЧтобы показать зомби как можно более отвратительными, режиссеры старых фильмов делали их плоть мягкой. В то время это выглядело очень мощно — гнилое тело восставшего из могилы мертвеца при ударе буквально разваливалось, заливая стены противными бурыми брызгами. В наши дни такая патология смотрелась бы слегка пошловато. Современные зомби — крепкие ребята, которые будут очень долго досаждать главным героям, до тех пор, пока не сгниют (если они действительно мертвые) или не умрут от голода (как в фильме “28 дней спустя”, где зомби были фактически живыми, но зараженными вирусом людьми).
В компьютерной стратегии “Warcraft III” некроманты могли поднять мертвецов только в виде скелетов, вооруженных почему-то совершенно одинаково (независимо от того, какое снаряжение было у погибшего). Только у рыцаря смерти была способность “animate dead”, при помощи которой он на некоторое время оживлял погибших почти в таком же виде, какими они были до смерти. В зомби как таковых периодически превращались лишь нейтральные местные жители, зараженные некоей магической болезнью.
Завершая тему образа зомби в современной культуре, нельзя не отметить одно забавное обстоятельство — ожившие мертвецы всегда действуют в теплом климате. Зомби никогда не зажигают в северных широтах или хотя бы зимой, по колено в снегу. Это, конечно, не так обязательно для фэнтези — мертвец, поднятый некромантом, вполне может исполнять волю своего господина в какой-нибудь ледяной стране. Но если речь идет о более-менее наукообразных мертвецах, то холод — не их стихия, ведь, по сути, они представляют собой куски мяса комнатной температуры.
Это интересно
Согласно легендам, ядро армии Туссен-Лувертюра, первого правителя Гаити, составляли зомби.
Юноши племен из африканской Ганы проходят через обряд посвящения в мужчины, во время которого они принимают некое вещество, погружающее их в кому на пять дней.
Рыба фугу — изысканный японский деликатес — содержит тот самый тетротоксин, который используется для превращения людей в зомби. Каждый год умирает примерно 30 человек, отравившихся фугу. Обычно ее едят в виде сасими — филе режут на ломтики и едят сырым, окуная в соус. Полупрозрачное мясо буквально тает во рту. Сасими из фугу на четверых стоит примерно 750 долларов. Наибольшей концентрации тетротоксин достигает в печени фугу. Приготовить ее непросто — весь секрет состоит в том, чтобы не удалять яд полностью, а снизить его содержание до безопасного уровня. Человек, съевший фугу, входит в состояние наркотического опьянения. Японцы говорят: “Тот, кто ест фугу, глупы. Но те, кто не ест фугу, тоже глупы”. Единственный рынок в Японии, специализирующийся на продаже фугу, — рыбный рынок Хаэдомари в Симоносэки.
У популярного японского писателя Харуки Мураками есть рассказ “Зомби”.
Считается, что у трупов некоторое время растут ногти и волосы. На самом деле это — лишь видимый эффект. Длина ногтей зрительно увеличивается из-за усыхания подушечек пальцев. По аналогичным причинам — из-за высыхания и стягивания кожи — на лице появляется щетина.
Существует гипотеза, по которой в мозжечке умершего могут продолжать существовать (до 4 суток после смерти) так называемые клетки Пуркинье, более устойчивые к недостатку кислорода.
Саркофаг в точном переводе означает “пожиратель мяса”. Так назывался известняк особой породы, который уничтожал тела мертвецов. По словам ученого древности Плиния, саркофаг добывали вблизи Ассоса в Троаде и употребляли для гробов в тех случаях, когда трупы не сжигались. Известняк имел свойство в течение 40 дней уничтожать без остатка погребенное в нем тело усопшего, даже кости.
Do you voodoo?
Если хотите встретить настоящих зомби — покупайте билет на Гаити. То, что вы увидите там, будет совершенно непохоже на вышеописанный образ воскресших покойников, однако это и есть те самые случаи зомбирования живых людей, которые до недавних пор не признавались официальной наукой.
Местные жители рассказывают следующее. Если колдуну — бокору — потребовался раб или если бокор хочет отомстить кому-то из своих врагов, он прокрадывается к дому спящего человека, прикладывает губы к дверной щели и высасывает душу жертвы, помещая ее в бутыль. Гаитянец, лишенный души, вскоре умирает.
Встречаются легенды, описывающие и другой способ — бокор подкладывает под подушку умирающему 21 горошину и 21 узелок веревки. Когда человек умирал, все это превращалось в паука, который вбирал в себя душу человека. Колдуну оставалось только постучать в дверь и вызвать зомби наружу.
ЗомбиСогласно канонам вуду, у человека есть две души — gros bon ange (“большой добрый ангел”) и ti bon ange (“малый добрый ангел”). Первая представляет собой жизненную энергию — она покидает тело сразу после смерти. Вторая является индивидуальностью человека и в течение семи дней после его смерти парит около тела, после чего улетает в высшие сферы. Именно эта душа и представляет интерес для бокоров. После его похорон в полночь бокор разрывает могилу и произносит имя жертвы. Труп поднимает голову, открывает рот и отзывается ему. Сразу после этого бокор дает ему “понюхать” из бутылки с душой, не открывая ее полностью. Обряд оживления на этом завершается — мертвеца вытаскивают наружу, ставят на ноги, а могилу тщательно закапывают, чтобы скрыть все следы произошедшего. После этого зомби отводят в дом бокора, читают над ним заклинания и дают выпить ядовитого зелья. Несчастный полностью забывает свое имя и теряет память, превращаясь в послушную куклу. Считается, что колдуны используют оживленных мертвецов в качестве бесплатной рабочей силы. По другим версиям, этот ритуал применяется при отправлении сатанинских обрядов (для вуду характерно, что при заключении сделки с дьяволом в качестве оплаты используется не своя душа, а чужая).
Бокор — колдун, работающий за деньги.
Хунган — священник-мужчина.
Мамбо — священник-женщина.
Неудивительно, что родственники усопших стараются любыми способами оградить их от столь незавидной участи. Те, кто искренне верят в вуду, пользуются услугами священника — хунгана. Он проводит сложный обряд над трупом: кладет в горшок куриные перья, клок волос покойного, обрезки ногтей с его левой руки и ноги. Все вместе это символизирует его душу — такой горшок должен храниться до тех пор, пока тело усопшего не сгниет в могиле или не будет предано огню.
Другой вариант спасения души — хунган заползал под саван покойного, обхватывал его руками и ногами, пел заклинания, словом — стремился выпустить душу и заманить ее в специальный сосуд, который также должен был храниться в семье.
Более прагматичные гаитянцы поступают иначе. Те, что побогаче, попросту заливают могилы родственников бетоном. Другие хоронят их в своем саду (чтобы можно было присматривать за могилой) или на обочине дорог с оживленным движением. Трупы протыкаются железным прутом, в их рот вкладывается яд, на горле затягивается удавка. Иногда человека хоронят лицом вниз, в рот набивают землю и зашивают губы, чтобы покойник не мог откликнуться на призыв бокора. В руки умершему вкладывается нож, чтобы тот мог защититься от бокора. А так как зомби может стать только “свежий” покойник, около могилы иногда устраивается дежурство до тех пор, пока тело усопшего не начнет гнить (в теплом климате это происходит быстро).
Среди гаитянцев ходит поверье, что зомби можно вернуть дар речи (но не душу), дав выпить ему соленой воды.
В 1982 году американский ботаник Уэйд Дэвис путешествовал по Гаити, расследуя случаи зомбирования. Итогом его работ стали две книги: “Змея и радуга” (1985) и “Путь тьмы: этнобиология гаитянских зомби” (1988). Теория, которую он изложил в них, до сих пор считается одной из наиболее вероятных.
Согласно ей, для “изготовления” зомби используется два вида снадобья. Первое (и самое главное) подсыпается в еду либо иным образом вводится в кровь (“случайный” укол) и вводит человека в состояние комы. Жизненные процессы слабеют настолько, что даже опытный врач не отличит полуживую жертву бокора от обычного покойника.
Летаргия длится около суток. За это время обычно успевают провести похороны (жаркий климат не позволяет хранить дома трупы дольше одного дня), и бокору остается только откопать своего “клиента”, вернув его к жизни вторым снадобьем (смесь сладкого картофеля, тростникового сахара и так называемого “огурца зомби” — Datura stramonium), которое также выполняет функции сильного галлюциногена, превращая “воскресшего” в безвольную куклу.
Ключевым компонентом зелья №1 является рыба иглобрюх, содержащая тетротоксин (в 25 раз опаснее кураре, в 275 раз сильнее цианида). Второй составной элемент — жаба bufo marinus, которую сажают на ночь в банку с морским червем. Последний кусает жабу, заставляя ее выделять особый фермент, в состав которого входят такие токсины, как буфотеин и буфотоксин.
Сюда также могут подмешиваться другие вещества, не имеющие столь сильных химических свойств — местные растения, человеческие останки (особо ценятся детские), желчь, порох или тальк.
Статья 249 Уголовного кодекса Гаити гласит: “Также должно быть расценено как покушение на убийство любое действие против человека, которое не вызвало действительной смерти, а только состояние комы более или менее продолжительное. Если после совершения таких действий человек был похоронен, то действие расценивается как убийство вне зависимости от конечного результата”.
Сведения, сообщенные Дэвисом, безусловно, представляют большую научную ценность, однако на практике они так и не были проверены. Некоторые специалисты считают, что изготовить “порошок зомби” чрезвычайно сложно (рецепты передаются бокорами из поколение в поколение), так как малейшее изменение дозировки тетротоксина приведет не к мнимой, а действительной смерти. Другие настроены скептически и заявляют, что Дэвис попросту взял наиболее логичное медицинское объяснение этого явления, которое имеет мало общего с действительностью.
Также существуют предположения, что гаитянские зомби — это не жертвы вуду, а обычные психи, которые используются бокорами для выполнения самых черных работ.
Зомби в творчестве
Про зомби было снято множество фильмов. Вот лишь некоторые из них: “28 дней спустя”, “Армия тьмы”, “Бовери в полночь”, “Живая мертвечина”, “Карнавал душ”, “Культ мертвецов”, “Рассвет мертвецов”, “День мертвецов”, “Зловещие мертвецы”, “Последний человек на Земле”, “Ночь живых мертвецов”, “Человек Омега”, “Кладбище домашних животных”, “План 9 из космоса”, “Реаниматор”, “Обитель зла 1-2”, “Шон из мертвых”, “Холокост зомби”.
Кроме того, зомби — постоянные фигуранты книг жанра фэнтези. Стоит упомянуть очень интересный случай отхода от канонов: в произведениях Терри Пратчетта упоминается зомби Реджинальд (Рэг) Шу (shoe — ботинок), работавший констеблем в городе Анкх-Морпок. После своей смерти он организовал движение за права мертвецов, создал клуб “Новый старт” и прятал его флаеры в гробах.
Как ни крути, а зомби — наши лучшие друзья. Они делают фантастику более колоритной. Они стимулируют выбросы адреналина в кровь, когда мы сидим в кинотеатре. Они, возможно, скрывают в себе такие фармакологические секреты, которые позволят нам путешествовать в будущее, впадая в спячку на долгие годы.
К сожалению, образ зомби сейчас прочно ассоциируется со словами “штамп”, “клише”. Да, действительно, эти существа “эволюционируют” очень медленно и почти всегда предстают в одном и том же виде. Однако, с другой стороны, зомби — это целая традиция, причем далеко не самая плохая. Как будет развиваться образ зомби в дальнейшем — покажет время, но одно уже можно сказать с уверенностью: ожившие мертвецы никогда не потеряют свою актуальность в жанре “ужасов”.